Тяжелые авианесущие
крейсера типа «Киев» — 3 ед.
«Киев» |
ЧСЗ |
21.7.1970/26.12.1972 /28.12.1975 |
искл. 30.6.1993 |
«Минск» |
ЧСЗ |
28.12.1972/30.9.1975 /27.9.1978 |
искл. 30.6.1993 |
«Новороссийск» |
ЧСЗ |
30.9.1975/26.12.1978 /14.8.1982
|
искл. 30.6.1993 |
![](Kiev_line-art.gif)
"Киев" 1975 г.
Первые отечественные
корабли, специально спроектированные для базирования на них реактивной
авиации. Они создавались как развитие крейсеров-вертолетоносцев типа
«Москва» и до 28.6.1977 также относились к классу противолодочных
крейсеров. В отличие от зарубежных многоцелевых авианосцев с СКВВП
«Харриер», советские ТАКР (после появления класса атомных ракетных
крейсеров — ТАВКР) задумывались как специализированные корабли ПЛО.
Нанесение ударов палубной авиацией по неприятельским надводным силам или
берегу не планировалось; основными задачами СВВП Як-38 были воздушное
прикрытие своего корабля и его вертолетов, а также противодействие
вражеской противолодочной авиации в районах развертывания наших АПЛ.
Кроме того, ТАВКР несли полный комплект ударного и оборонительного
ракетного оружия, принятый для ракетных крейсеров.
Разработка чертежей
ТАВКР типа «Киев» (проект 1143, кодовое наименование «Кречет») была
выполнена Невским ПКБ (Ленинград) в соответствии с постановлением СМ
СССР от 2.9.1968. По архитектуре корабль выглядел типичным авианосцем со
смещенным к правому борту «островом» и угловой палубой площадью 5600 м2
(189х20,7 м под углом 4,5° к ДП). Полетная палуба была покрыта
специальными термостойкими плитами АК-9Ф. Одноярусный ангар площадью
130х22,5 м и высотой 6,6 м располагался в корму от миделя. Он вмещал 22
ЛА; подача машин наверх осуществлялась двумя лифтами. Запас авиатоплива
— около 1200 т.
ГЭУ представляла собой
«удвоенный» вариант примененной на ПКР типа «Москва». Она разделялась на
два эшелона и включала в себя 8 паровых котлов и 4 ГТЗА. В качестве
движителей использовались четырехлопастные бронзовые винты. Состав
судовой электростанции — 6 турбогенераторов и 4 дизель-генератора общей
мощностью 15 000 кВт. Дальность плавания 18-узловым ходом — 8000 миль,
автономность по запасам — 30 сут.
Радиоэлектронное
вооружение ТАВКР «Киев» включало БИУС «Аллея-2», РЛС обнаружения
«Восход» и «Фрегат-М», навигационный комплекс «Салгир», систему
космической связи «Тайфун-1», РЛС управления ПКРК «Аргон-1143», систему
посадки «Привод-СВ», средства РЭБ «Кольцо», «Ограда» и ПК-2.
Гидроакустические станции — стационарная «Орион» (в бульбовом
обтекателе) и буксируемая «Платина».
Первые два ТАВКР
практически не отличались друг от друга (на «Минске» для уменьшения
забрызгивания лишь изменили кромку угловой палубы и конструкцию спонсона
под 30-мм автоматы левого борта); третий же корабль, «Новороссийск»,
строился по усовершенствованному проекту 1143.3. За счет уменьшения
зазоров в ангаре удалось разместить 24 ЛА, а общую численность
авиагруппы увеличить до 36 машин. ГАС «Орион» заменили на более
современную «Полином», от установки торпедных аппаратов отказались. ЗРК
«Оса-М» планировалось заменить новым комплексом «Кинжал», однако к
моменту достройки корабля последний так не был освоен промышленностью, и
«Новороссийск» вошел в строй вообще без ЗРК самообороны. Модернизация
радиоэлектронного оборудования и увеличение численности экипажа
потребовали дополнительного объема помещений, в результате чего пришлось
отказаться от системы перезарядки ПКРК «Базальт». Наконец, в связи с
ожидавшимся принятием на вооружение сверхзвуковых СВВП Як-41
взлетно-посадочные площадки оборудовали специальными газоотводными
устройствами (ГОУ), а емкость цистерн авиатоплива увеличили в полтора
раза. Правда, в процессе достройки ТАВКР на плаву ГОУ были
демонтированы. Кстати, многочисленные изменения проекта существенно
затянули сроки строительства последнего корабля серии.
Служба
«Киев»
![](Kiev.jpg)
Вышел на испытания 17.4.1975, первая посадка на палубу СВВП Як-36М
состоялась 18.5.1975. 15.6.1976 включен в состав КСФ. Переход вокруг
Европы в Североморск (16.7—10.8.1976). Завершение испытаний СВВП,
радиоэлектрон. оборудования и ПКРК «Базальт» (приемный акт по второму
этапу испытаний подписан 3.12.1976). Боевая служба в Атлантике и на
Средизем. море (1977—82). Средний ремонт на ЧСЗ в Николаеве
(1982—1.11.1984). Нанес официальный визит в Алжир (2—6.5.1985).
Награжден орденом Красного Знамени (4.5.1985). Последний поход совершил
в 1991 г. Поставлен на ремонт в Росте (Мурманск), но из-за
недостаточного финансирования искл. из списков 30.6.1993. Экипаж
расформирован 28.8.1994. Продан на слом и в 5.2000 отбуксирован в Китай.
По некоторым данным, предполагается переоборудование корабля в
туристическо-развлекательный центр.
«Минск»
![](Minsk1984.jpg)
Минск, 1984 г.
Испытания на
Черном море (1978). 23.11.1978 включен в состав КТОФ. Переход вокруг
Африки во Владивосток (24.2—3.7.1979), совмещенный с учениями на
Средизем. море совместно с ТАВКР «Киев» и деловыми заходами в Луанду
(Ангола), Мапуту (Мозамбик) и на Маврикий. Отработка старта Як-38 с
коротким разбегом (30.9.1980—1.2.1981). Официальные визиты в Бомбей
(11—14.12.1982) и Вонсан (КНДР, 4—8.7.1986). В 1991 г. должен был
прибыть в Николаев для модернизации по единому проекту, но из-за
сокращения финансирования поставлен на прикол в бух. Постовая близ
Совгавани. Искл. из списков 30.6.1993, экипаж расформирован 31.8.1994.
Продан южнокорейской фирме «Янг Дистрибьюшн Ко» за 4,583 млн. долл. и в
12.1995 отбуксирован в Масан. Позже перепродан Китаю и с 2000 г.
используется в качестве музея и развлекательного центра в г. Шэньчжень.
«Новороссийск»
![](Novoross1983.jpg)
![](Novoros_t.jpg) Испытания
на Черном море (1982). 24.11.1982 включен в состав КТОФ, но занимался
отработкой задач на КЧФ, 9.5.1983 участвовал в параде в Севастополе.
Переход вокруг Африки во Владивосток (10.1983—2.1984). Боевая служба в
составе КТОФ (1984—91), визит в Вонсан (КНДР, 12—16.5.1988).
Последний выход в море
состоялся в 5.1991. Из-за сокращения финансирования поставлен на прикол
в бух. Постовая близ Совгавани.
Искл. из списков
30.6.1993. Продан южнокорейской фирме «Янг Дистрибьюшн Ко» за 4,314 млн.
долл. и в 1.1996 отбуксирован в Юж. Корею. Отстаивается в порту Чусан.
ТТХ ТАКР «Киев» на
момент вступления в строй
30 530/41 370 т, 273,1 (236 вл)х49,2
(31 вл)х9 м. 4 ГТЗА ТВ-12-3, 8 ПК КВН-98/64, 180 000 л.с.=30,7 уз.
Экипаж 1433 чел. + 50 чел. штаб. 8 ПУ ПКРК «Базальт» (16 ПКР П-500), 1х2
ПЛРК «Вихрь» (16 ПЛУР), 2х2 ЗРК «Шторм» (96 ЗУР), 2х2 ЗРК «Оса-М» (40
ЗУР) , 2х12 РБУ-6000,
2х2 76-мм авт. АК-726, 8х6 30-мм авт. АК-630М, 2х5 ТА 533 мм.
Состав авиагруппы
Вариант 1 («Киев»): 13 СВВП Як-38М, 2
верт. Ка-25ПС, 3 верт. Ка-25Ц.
Вариант 2 («Киев»): 17 верт. Ка-25ПЛ, 2 верт. Ка-25ПС, 3 верт. Ка-25Ц.
«Новороссийск»: 36 ЛА (СВВП Як-38М и верт. Ка-27/Ка-25Ц в различных
сочетаниях).
|