Людмила Леонидовна Попова

   Главная >> История >> Великая Отечественная >> Л.Л.Попова >> Глава 3


Глава 3. По призыву Расковой

- В сентябре 41-го года выступила Марина Раскова (это личность очень известная). И обращение было к женщинам-летчицам – она, значит, будет формировать полки, и чтобы к ней все пошли.
Летало женщин много. Потому что Батаевское училище выпускало, аэроклубы выпускали – летало женщин много. И все потянулись к ней, обычно это было через ЦК комсомола.
Я отношения к авиации не имела (я кончила девять классов), но я поперлась, пардон… Мне сказали, что мне еще семнадцать лет и поэтому меня не возьмут. Ну – ходила-ходила, в конце концов выходила, господи, чего тут такого… И всех отправили в саратовское… в Энгельс, в энгельское училище, ну там Саратов рядом, туда в училище.
Вот нас здесь собрали, сформировали и пошли эшелоны в Энгельс.

В.Д. - Вас хоть обмундировали-то нормально?

- Я как-то не обращала на это внимание. Чего-то выдали. Какие-то комбинезоны, сначала ботинки… потом уже, поскольку мы летали – галифе… Ну все б/у. Ну пускай старенькие, но шинельки какие-то давали…
Вы знаете, я как-то не могу вспомнить, в чем я ходила, честно. Потому что наверно в то время это было совершенно неважно. Самое главное – у нас было летное. Зимой у нас был теплый комбинезон, унты, шлемофон был… Он был на меху, но сверху не кожа, а… ну вот как плащевая ткань тогда. Демисезонные комбинезоны давали тоже. Я вот, например, получала вот такие здоровые унты. Всегда смеялись – я в них только в самолете ходила, говорили: «Людка принесла на старт унты»… Я их снашивала за сезон полностью, потому что они у меня так – как лыжи. Я в сапогах… сапоги какие-то были – мне крупно повезло, был 38-й размер, я носила 34-й – а так все 40-й, 41-й… Вот сапоги давали кирзовые.
У нас я помню, «Три запятых» была – штурман полка Тоня Зубкова – такого вот росточка, у нее были сапоги 40-й или 41-й, и намокли когда носы у них – и вот так дыбом встали. «Запятые». И у нее нос такой курносый еще. Я говорю: «Три запятых в строю».

Раскова там распределила на три полка – она мыслила, что эти полки будут работать вместе. Полк истребителей, бомбардировщиков и полк ночных бомбардировщиков… На У-2.
Сейчас из истребителей в Москве… вот я знаю, что есть еще Тамара Памятных в Ростове живет, из истребителей, и была Галя Бурдина, она в Риге была. Здесь в Москве летного состава истребителей я просто не знаю…
У них сложилась судьба хуже даже, чем у нас – мы сохранили полк, а у них пополнение шло мужское… Там вот у них Шура Макунина, она сейчас очень больна… она была потом завкафедрой географического в Университете. Сейчас она очень болеет… Потом у них есть еще очень достойный из штаба – Зоя Малькова, она академик, филолог (она специалист по английскому языку)…

В.Д. – А начинали вы летать на чем?

- На СБ. Ну сначала «сучку» дали (Су-2), но ее быстренько сняли, и – СБ. Начинали на СБ. И когда на СБ полетали, то сразу уже на «пешку» посадили. И все стрельбы, бомбометания – все это с «пешки». Вот мы ходили на полигон – бомбометание, стрельба по щиту, стрельба по конусу – ну, это все штурманское и стрелка-радиста… Это все было уже на «пешке».

В.Д. - «Сушки» выбили быстро…

- Ага… «Сучки»… (смеется). В апреле 42-го года первый набор закончил переучивание на Су-2, а в июне вышел приказ, что наш 587 бап должен начать переучивание на Пе-2.

И стали нас учить. Все это вообще было 3-м запасным авиационном полком, и там переучивали летный состав с одного типа самолетов на другой. А нас-то надо было не переучивать, а всему вообще учить!
Переучивание было поэтапным. Сначала всех посадили на СБ, и только после того, как освоили СБ с инструктором, пересадили на Пе-2. Это первый призыв начинали учить на Су-2, а потом Раскова отказалась. И когда наши пришли, второй призыв, то мы сразу уже на «пешку» учили. А потом уже на «пешке» мы экипажами соревновались – кто лучше готов… Теорию нам по 10-12 часов порой читали, матчасть нужно, стрельбу воздушную нужно, стрельбу по щитам нужно, бомбометание нужно, навигацию, астрономию, метеорологию... И все это давали. Метеорологию тоже нужно было – прилетаешь с запада, метеорологи спрашивают – что там, какие облака, какой ветер…
Вон «пешка» (показывает на модель). Мы перешли на «пешки». Тут и таких дилетанток, как я, потребовалось… Если набирали радистов из ГВФ, то штурманов нас большинство училось, как говорится – кто мало или налетал или пришел вот такой зеленый, не знает, где хвост, где нос. Штурман, понимаете…

В.Д. - То есть штурмана учились, не имея фактически летной подготовки?

- Абсолютно. Абсолютно. Многие из них начинали летать в аэроклубе, а многие вот такие как я, ничего не имея, не зная, как надеть парашют.

В.Д. - Но это ведь сказывалось на результатах…

- Вы знаете, я не могу этого сказать. Потому что учились до того вот… остервенело, так можно сказать, мы занимались по 12-14 часов.
Сидим как-то на занятии, в очередной раз заходит штурман нашего полка, майор Ворожбянский, посмотрел, что мы понаписали и снова ушел. Лена Азаркина и говорит: «Знаете, девочки, он ведь надеется, что мы с каждым днем становимся все умнее и умнее – а мы все такие же глупые, если не глупее, потому что совсем обалдели…»
Но молодые были, молодость играла. Бывало, ночью… Распишем пулечку… И пока дежурный в дверь стучит, мы делаем вид, что мы спим, все это уберем, приляжем… «Ах, ах, да, но мы спали, мы не слышали…» А если он не пришел – до утра дуемся в преферанс этот.

Тренировочные полеты после теории начались с того, что нас всех стали вывозить на ТБ-3. Для нас он был подходящим уже потому, что нас всех могли вместе погрузить в него и при одном инструкторе-штурмане проверить каждую, что она может, чему научилась.
И вот первый полет. Подходим мы к это четырехмоторной громадине, стоим и не знаем, как себя вести, с чего начинать. Под крылом кучей свалены парашюты. Штурман нам кивает – дескать, разбирайте, а мы и не знаем, как парашют на себя надеть и пригнать по себе. Самой смелой оказалась Тоня Пугачева – подошла к парашютам, потянула первый попавшийся за лямки и стала надевать. Не говорю про то, что они все были на мужиков подогнаны, на здоровых, а Тоня – 155 см роста, она у нас самая маленькая была. Так она еще и бодро так просунула ноги в плечевые ремни. Экипаж ТБ смотрел на нас, конечно, - так они все со смеху покатились… Ну штурман их приструнил, показал нам, как парашют одевать, как подгонять, помог… И в это время мимо идет борттехник с пустым ведром. Тут у нас внутри все сжалось – все мы уже знали, что болтанка укачивает непривычных, и всем нам придется худо. Но, к счастью, в первый раз все обошлось и ведро пустым вернулось… Это уже было наше большое достижение! Ну а потом, в полетах, - по 6-7 часов ведь болтались в воздухе! – нет-нет, да подбежит кто-нибудь к ведру. Но внимания на это уже особого не обращали.

Потом нас перевели из Энгельса в Йошкар-Олу, где мы доучивались.
На аэродроме мы знакомились с нашими будущими летчиками. Летчики все до войны уже летали – или в ГВФ, или в Осоавиахиме, у всех был большой очень налет. Они уже переучивание заканчивали. Летчики стали к нам присматриваться, нашего штурмана-инструктора Опарина расспрашивать – в общем, не торопились. А мы все дрожали, понятно дело…
И вот подходит ко мне однажды Нина Малкова. А она, надо сказать, одна из первых самостоятельно вылетела на «пешке». И предлагает мне стать ее штурманом. Я на седьмом небе была – вот, есть командир экипажа, который поверил, что со мной как штурманом можно летать!
Когда экипажи все сформировались, начали мы самостоятельные тренировочные вылеты уже на Пе-2.
Аттестовали нас, получили мы звания младших лейтенантов – и стали готовиться к перелету на фронт.

Вот. Сформировался полк. Часть полка ушла раньше, а вторая часть – вот таких зеленых, как я – мы пришли чуть позже.

1.12.1942г . 587 бап убыл на Калининский фронт в состав 8ВА (аэродром Киржач).
26.12.1942г. 587 бап убыл на Донской фронт в состав 270 БАД 8ВА.
04.01.1943г. при перелете по маршруту Арзамас-Саратов в сложных метеоусловиях на самолете Пе-2 погибли командир полка майор Раскова М.М., штурман полка капитан Хиль К.И, воздушный стрелок-радист Ерофеев В.Н.

Так вот сформировался полк. И при перелете под Сталинград Раскова погибает. Она взяла наш полк… А почему погибла я скажу – летчик она была, ее научили быть летчиком – она как штурман не могла командовать полком, она должна была быть летчиком. Вот они летели звеном, двое ведомых остались живы, у них был очень хороший налет, хотя они попали в туман… она разбилась. Полк остался без командира. Замкомандира полка у нас была Женя Тимофеева, причем она единственная, кто пришел в полк с опытом… она летала на СБ (мы же сначала садились на СБ, потом на «пешку») и была командиром отдельной эскадрильи – а это большой и налет и практика…

Командир 2-й эскадрильи ст.лейтенант Евгения Тимофеева

В.Д. - Это уже в 41-м она была комэска?

Да. Она была командиром отдельной эскадрильи ДО ВОЙНЫ. Ее взяли в полк замкомандира полка, потому что, конечно, ее практика и ее знания полетов на двухмоторных… у нас же никто не летал на двухмоторном самолете, это ж нужно было… садились на СБ, а потом на Пе-2, а Пе-2 очень строгая машина, Петлякова… ну, лучше не было… А потом, знаете, мы к ней привыкли.
И тогда нам наша замполит… Елисеева такая была… она поехала в штаб ВВС выбирать нам командира полка. Мужчину.
В это время какой-то полк на Пе-2 был очень потрепан, переформирование было, и вот она смотрела… Как она пришла и сказала: - Мне нужен командир, чтобы у него было небольшое звание, мало орденов – чтобы все заработал он с нами.
Вот она выбрала Валентина Васильича Маркова. Когда ему сказали, он спросил: - За что?!
Но знаете, скажу не хвалясь – он об этом не пожалел. Трудно входил потому что, знаете, как женщины: на нее прикрикнешь – она заплачет. На нее не заругаешься – она распоясывается…

В.Д. - Да, мне говорили, что на мужика в критической ситуации нужно просто матернуться…

- Да, а тут все, понимаете… Но – он получил летный состав с очень большой практикой. У нас из летчиков меньше 1200-1500 часов НИКОГО не было, у нас только на Пе-2 налет у летчика в среднем был часов 100. А в мужских полках по 30-40 выпускали.

В.Д. - Потому и били так отчаянно…

- Да. И даже вот знаете – в войну аэродромов не было, укатывали картошку там, горох, и там в дивизии, у нас даже в корпусе (у нас Ушаков был командир корпуса), когда собирал - и вот делили аэродромы. Как на 50 метров больше – все мужчины дрались и все. Марков всегда сидел. Он говорил: - Мои сядут на любом, и взлетят с любого. Мне нужна землянка, где будет стоять чан и будет горячая вода – они стираются и моются.
И мы все это имели.
И полк потом… Марков знал – что никто не отстанет в девятке. Он дал команду : -Вот так пошли, плоскость в плоскость – и будут идти.

"Батя", комполка подполковник Валентин Васильевич Марков, 1944г.

20.01.1943г. 587 бап перешел из состава 8ВА в состав 223 БАД 2 БАК 16ВА

В.Д. - А почему вас так долго учили? На фронт ведь бросали после очень короткого периода обучения… А вы учились больше года.

- Да. В 43-м году первая партия под Сталинград попала, а в 43-м в сентябре вот уже вторая партия. И нас доучили. Потому что другого пополнения не было. А они хотели, чтобы остался женский полк. Это целиком заслуга Расковой. И еще то, что вот кто-то там из авиационных… нарком авиационной промышленности Шахурин очень благоволил к ней. Был у нас вроде шефа полка. Он даже на встречи наши потом приезжал после войны… Он где-то помог. А потом, когда полк уже заработал, ему нужно пополнение – вот оно пришло, и все. У нас же полк неполный был. У нас две эскадрильи в полку были. Потому что когда наша третья пришла, первые две уже потеряли много, нас туда – и так две и остались. А кончили мы войну – «девятка» и «пятерка». А летчиков мужчин не брали. У нас стрелки-радисты были мужчины и много техников.

В.Д. - А откуда пополнение шло, когда аварии были на переучивании?

- Так ведь мужчины бились. У нас никто на переучивании не бился. У нас одна была авария – «капот» (капотирование), но все живы-здоровы. Причем на спарке даже была. И все. А больше ничего не было.

Слева Галина Ломанова (пилот), справа - Людмила Попова (штурман),
поздняя осень 1944 года.

И конечно большой плюс был – это большой налет. Вот когда Раскова шла, то у нее с одной стороны шла Година, командир звена, а с другой стороны вот моя Галя Ломанова. Вот они шли звеном, первые вылетели. Попали в пургу, в снег. Стали пробиваться вниз. Вот – чутье, что ли, у тех – и Ломанова, и Година побили самолеты, но они посадили - весь экипаж жив. Ну там у Гальки Ломановой Папуша (стрелок-радист) морду разбил об пулемет. Но все живы. А Раскова – вот так вышло. При всем ее таланте, кончено ей все-таки не хватило мастерства. Да еще на «пешке». Если б она была на СБ – другое дело. А эти живы.
Люба (Година) погибла, вот она похоронена в Ельне, а Галя вот умерла года три тому назад в Питере. Я там была, на могиле… Ну, мой летчик… Экипаж. Это как-то цементирует. Она от меня зависит, я от нее, мы вместе – от стрелка. Это команда. И вот в самолете я всегда обращаюсь: «командир», «стрелок-радист»; ко мне обращаются – «штурман». На земле пожалуйста – Ирка, Людка…Все точки расставлены во время работы. Если командир сказал так – значит будет так. Если я сказала – «начало боевого пути!» - все, умри! а держи. Все. НБП! Начало боевого пути.

Назад Вверх Следующая

Беседы, распознавание, обработка, сканирование © Всеслав Дьяконов, 2000-2002

Реклама